JITSU SCIENCE INSIGHTS
РАННЯЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В bjj
Молодой и талантливый тренер по BJJ Матвей Корчагин рассуждает о плюсах и минусах ранней специализации в сфере детских тренировок по BJJ.

Вступление.

Тенденция последнего времени, с которой вряд ли кто-то возьмется всерьез спорить – это заметное «омоложение» спорта: уже никого не удивляют объявления о наборе в секции контактных единоборств (включая БЖЖ) детей от 3-х лет. Не буду называть конкретный зал, но мне доводилось видеть обращение к родителям малышей 2-х лет, вдохновляющее их приводить детей на тренировки! Что там будут делать дети, едва научившиеся ходить – ума не приложу, но факт остается фактом.
Помимо собственно тренировок, мы видим на соревнованиях возрастные категории для 5, а то и 4-х летних борцов. Вот это уже настораживает всерьез: в конце концов большинство классических учебников по физической культуры единодушны в мнении, что ранняя спортивная специализация (а участие в соревнованиях, как мне кажется, свидетельствует именно о ранней специализации в спорте) неприемлема вследствие вероятных негативных последствий для физического и психического здоровья ребенка.
Понятно, почему спорт в целом и БЖЖ в частности молодеют: тут играют роль и желание родителей как можно раньше направить свое чадо по пути «успеха», и экономический фактор: сталкиваясь с ростом конкуренции, клубы и тренеры стараются привлекать клиентов с самого раннего возраста, зачастую не слишком понимая, что еще, кроме зарабатывания денег с абонементов, им делать с маленькими спортсменами.
Кажется, что мы столкнулись с серьезной дилеммой: с одной стороны, мы хотим привлечь детей к спорту, осознавая, что строгое соблюдение устоявшихся в физической культуре и педагогике правил в отношении к ранней специализации приводит к меньшей конкурентоспособности спортсменов по сравнению со сверстниками, начавшими тренироваться раньше на несколько лет. С другой стороны, мы однозначно не хотим нанести вред своим воспитанникам, что, кажется, вынуждает нас отказаться от акцента на джиу-джитсу в первые годы обучения, вместо этого делая ставку на общеразвивающие упражнения. Как быть?
Сам будучи детским тренером, я лично столкнулся с описанным выше выбором. Именно это и послужило причиной того, что я решил погрузиться в тему ранней спортивной специализации подробнее и ответить для себя на следующие вопросы:
- Что такое ранняя спортивная специализация?
- Каковы ее потенциально негативные последствия для ребенка? И насколько аргументированно мы вообще можем говорить об их наличии, опираясь на имеющиеся в физической культуре и педагогике данные?
- Каковы могут быть плюсы ранней специализации?
- И, наконец, существуют ли какие-то средства преодолеть возможные негативные последствия ранней специализации, закрепив ее «плюсы» и насколько возможно нивелировав «минусы»?
Понятное дело, что эта статья не претендует на какое-то всеобъемлющее исследование, способное поставить все точки над i. Это скорее попытка обозначить проблему и спровоцировать дискуссию среди практикующих детских тренеров, результатом которой должны стать взвешенные методические рекомендации по работе с детьми раннего возраста.

Разбираемся с определениями.

Чтобы не было путаницы, для начала следует разобраться, о чем мы вообще говорим. Потому что «спортивная специализация» и «ранняя специализация» - это разные вещи, и зачастую от того, как конкретный специалист трактует эти термины, зависят результаты проводимых исследований.
Начав изучать вопрос, я столкнулся с удивительным явлением: несмотря на частое употребление терминов «специализация» и «ранняя специализация», общепринятых критериев их попросту не существует – об этом, в частности, пишет А.В. Слободенюк в своей статье «Ранняя спортивная специализация и форсирование подготовки на примере греко-римской борьбы» (на этот материал я еще не раз буду ссылаться по ходу изложения). Той же мысли придерживаются сотрудники Йоркского университета в Торонто Александра Мошер, Джессика Фрэзер-Томас и Джозеф Бейкер, авторы солидного исследования опубликованной литературы под названием «What Defines Early Specialization: A Systematic Review of Literature» (полную статью в оригинале прикреплю к посту – там есть, что почитать).

Зачастую раннюю спортивную специализацию определяют по следующему набору критериев:

- Интенсивная тренировка или соревновательная деятельность в организованном спорте;
- В этой деятельности принимают участие дети предпубертатного возраста (менее 12 лет);
- Тренировки осуществляются более 8 месяцев в году;
- Основное внимание сосредоточено на одном, избранном виде спорта.
Иногда с ранней специализацией путают форсированную подготовку, то есть применение в тренировках инструментов и методик, направленную на быстрое достижение результата (то есть побед на соревнованиях). Собственно, здесь уже из самого определения очевидно, что два этих понятия совершенно различны, и подменять одно другим будет грубой ошибкой.
Для того, чтобы упростить понимание проблемы, предлагаю обобщить понятие ранней спортивной специализации следующим образом: осознанные занятия спортом детей предпубертатного возраста с акцентом на один избранный вид, систематические тренировки в этом виде, целью которых является совершенствование навыков, необходимых для достижения результата на соревнованиях.
Раз уж на соревнованиях по БЖЖ уже участвуют дети 5 лет, давайте по умолчанию примем именно этот возраст, как начало ранней специализации в нашем спорте. Теперь следует посмотреть, чем – согласно распространенному мнению, - может быть чреват столь ранний старт в соревновательном джиу-джитсу.

Минусы – так ли страшны?

О потенциальном вреде ранней специализации в спорте написано много. Например, В.Н. Платонов пишет: «Эксплуатация талантливых юных атлетов, проявляющаяся в их ориентации на спортивный результат и победу в соревнованиях, а не на оптимальным образом построенный процесс многолетнего совершенствования, приводит к подготовке юных чемпионов, которые в дальнейшем перестают прогрессировать и уступают сверстникам, не ощутившим на себя этого процесса».
Заявление достаточно категоричное, и подобных в литературе по физической подготовке и педагогике можно найти огромное количество. Если обобщить все высказанные специалистами мнения, то можно сформулировать три основных проблемы, которые традиционно связывают со слишком ранней спортивной специализацией:
1) Травматизм. Зачастую сюда относят травмы, связанные со специфическими нагрузками в избранной дисциплине (такие как «локоть теннисиста», к примеру).
2) Психологическое выгорание. Подразумевается, что долгие годы тренировок, дисциплины, соревновательных стрессов и отказа от деятельности, никак не связанной с занятием спортом, приводят психику спортсмена к истощению и раннему прекращению спортивной карьеры.
3) Достижение пика спортивных результатов в возрасте юниоров (15-18 лет), после чего спортсмен завершает карьеру.
Это – главные «обвинения» в адрес ранней спортивной специализации, хотя ряд источников называют также трудности с социализацией, которые могу возникнуть вследствие ограничения контактов ребенка вне спортивной среды. Список, несомненно, выглядит серьезно, и заставляет тренеров задуматься. Однако, если проанализировать имеющийся массив данных о ранней специализации, вполне может оказаться, что все не так однозначно. К счастью, эту работу уже сделали за нас канадские исследователи из университета Торонто, о которых я уже упоминал во вступлении. Предлагаю проанализировать аргументы «против» ранней специализации, имея в виду полученные ими данные.
Травматизм. Так, из огромного массива изученной канадцами литературы, только 14 источников так или иначе исследовали корреляцию травматизма с ранней специализацией, причем только 5 из них предоставили конкретные критерии таковой. Причем, как отмечают исследователи, зачастую травматизм вызывает не ранняя специализация, а специализация как таковая, то есть травмы становятся следствием перетренированности и акцентированной нагрузки на определенные системы организма в течение ряда лет. Прямой взаимосвязи между тренировками и выступлением на соревнованиях в раннем возрасте и травматизмом не обнаружено.
Очевидно, что спортсмен подвергается травмам в среднем чаще, чем «рядовой» обыватель, ни разу в жизни не занимавшийся единоборствами, но проблема тут скорее не в ранней специализации как таковой, а в методике, используемой тренерами. Об этом мы еще поговорим подробнее ниже.
Психологическое выгорание. Цитирую канадских исследователей: «Несмотря на широко распространенное мнение о том, что ранняя специализация способствуют увеличению риска «выгорания», только три работы из изученных нами недвусмысленно освещают эту тему. Исходя из данных, представленных в этих источниках, мы считаем, что на сегодняшний день не располагаем убедительными и исчерпывающими доказательствами о наличии взаимосвязи между ранним началом спортивной деятельности и психологическим выгоранием».
Если проанализировать проблему выгорания с точки зрения чисто тренерского опыта, то, полагаю, и здесь можно прийти к выводу, что на окончательное формирование такой проблемы у спортсмена влияет целая совокупность факторов, и какой из них окажется решающим, сказать сложно. Я бы отметил здесь не только тренировочные и соревновательные нагрузки, но и атмосферу в коллективе, взаимоотношения с тренером и родителями, позицию родителей по отношению к успехам и неудачам ребенка, понимание ими специфики того спорта и того пути, каким идет их ребенок. Если какой-то из перечисленных пунктов «провисает» или отсутствует полностью – именно в этот момент, как мне кажется, и могут начаться проблемы. Впрочем, работа с такими ситуациями – это тоже тема отдельного разговора, который состоится ниже.
Достижение относительно высоких результатов в раннем возрасте и оставление спорта. Большинство исследований этого аспекта затрагивали в первую очередь людей, занимающихся олимпийскими видами спорта. Немецкие исследователи, изучавшие вопрос ранней специализации еще в 70х годах 20го века пришли к выводу, что ранний старт соревновательной деятельности сокращает «спортивный век» атлета. Утверждалось, что, достигнув достаточно высоких результатов в юношеском спорте, спортсмены не демонстрируют сопоставимых достижений в состязаниях среди взрослых.
Схожих исследований в рамках единоборств, очевидно, совсем немного. По крайней мере, мне удалось обнаружить только один материал, где предметом исследования являлась ранняя специализация на примере греко-римской борьбы. Исследование описал уже упоминавшийся мной выше Слободенюк А.В., аспирант Сургутского государственного университета в статье, которая вышла в журнале «Молодой ученый» (2021 год, также прикрепляю его в дополнительных материалах. Страница 494).
Вот что пишет автор: «Проанализировав две последних Олимпиады по греко-римской борьбе, можно сделать вывод о том, что еще на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро из 24 человек вошедших в число призеров, ранней специализации подверглись — 10 человек т. е. 41%. Средний возраст ранней специализации (у приступивших к занятиям раньше 10 лет) установился на отметке 7,1 года, у остальных участников возраст начала спортивной карьеры зафиксирован на отметке 11,7. Таким образом, средний возраст начала карьеры исключительно по призерам Олимпиады в Рио-де-Жанейро, составил — 9, 83 года, а средний возраст призёра и чемпиона составил — 26,6 лет.
Данные прошедшей Олимпиады в Токио говорят о том, что 14 из 24 человек вошедших в число призеров подверглось ранней специализации т. е. 58%. Средний возраст ранней специализации (у приступивших к занятиям раньше 10 лет) установился на отметке — 7 лет, средний возраст начала карьеры у остальных призёров 11,5 лет. Таким образом средний возраст начала карьеры спортсмена — 8, 91 года, а средний возраст призёра, чемпиона зафиксирован на отметке — 28,16 лет (рисунок 1). Из 24 человек 20 человек (83%) в Рио-де-Жанейро показало лучший для себя результат за всю карьеру, аналогичная ситуация сложилась и в Токио. Временной путь у «раннеспециализованных» в Рио-де Жанейро к лучшему результату составил 17,4 года, тогда как у остальных призёров и чемпионов равен 14,7 годам. Тогда как у «раннеспециализованных» в Токио временной путь к лучшему результату составил 21 год, а у остальных призёров и чемпионов равен 15,1 годам.
Итак, Полученные данные по результатам прошедших Олимпийских Игр в Рио-де Жанейро (2016 г.) и Токио (2020 г.), показывают, что ранняя спортивная специализация присущая греко-римской борьбе имеет свои особенности. Необходимо отметить, что ранний возраст начала занятиями борьбой на примере призёров и чемпионов Олимпийских Игр по греко-римской борьбе, никак не отразился на продолжительности спортивной карьеры, а наоборот поспособствовал её длительному продолжению».
Как видим, даже в рамках такого исключительного примера, как борцы-олимпийцы, раннюю специализацию вряд ли можно считать причиной раннего ухода из спорта после достижения высоких результатов в юношеском возрасте. Что здесь нужно понимать: взрослый спорт высших достижений – это в целом прерогатива единиц, сумевших преодолеть тяжелейший отбор в течение многих лет упорных тренировок и соревнований. Помимо этого, раннему уходу талантливых юниоров способствуют причины, вообще никак не связанные со спортом: ни для кого не секрет, что спорт в России чаще всего не приносит больших денег (за редким исключением), а уж содержать себя и семью за счет джиу-джитсу, как профессиональный компетитор, так и вовсе практически невозможно. Серьезные турниры, за которые спортсмен может получать гонорар, только появляются, поэтому, оканчивая среднюю школу, большинство талантливых борцов в нашей стране оказываются перед выбором: получение высшего образования и работа (что зачастую «бьет» по спортивной составляющей), либо попытки продвигать себя как профессионального спортсмена. Честно скажу, таких примеров в России я пока не знаю.
Есть надежда, что в будущем что-то изменится, и тогда ранний уход из борьбы тоже перестанет быть проблемой. Однако на данном этапе давайте зафиксируем: нет однозначных данных, которые бы свидетельствовали о том, что именно ранняя специализация заставляет спортсмена достигать пика результативности в раннем возрасте, после чего обязательно следует спад.

Возможные плюсы ранней специализации.

На самом деле мы сегодня живем в уникальное время, поскольку именно сейчас – буквально на наших глазах, - в «большое джиу-джитсу» входит (или уже вошло) поколение атлетов, начавших тренироваться в очень раннем возрасте: это Майки Мусумечи, братья Руотоло, Кол Абате, Тайнан Далпра (буквальный пример того, как все детство и юность были «принесены в жертву» ради успешной карьеры в джиу), а также целый ряд воспитанников Мелки Гальвао из Манауса (Мика Гальвао, Диогу «Baby Shark» Рейс) и другие. Кстати, в случае бразильцев из команды Гальвао, мне кажется, вполне уже можно говорить о сложившейся методике подготовки атлетов, начиная с самого юного возраста. Для интересующихся темой у Мелки Гальвао есть видеокурс «Champions Training», в котором он достаточно подробно описывает, как работает его академия и какие педагогические приемы используются. Его опыт мне представляется крайне интересным, поскольку он, похоже, позволяет нивелировать, насколько это возможно, потенциальную опасность ранней специализации. Более подробно работу академии Гальвао я планирую описать в отдельной статье, чтобы излишне не увеличивать объем этой.
Что же касается конкретных плюсов ранней специализации, то я бы отметил следующее:
- Быстрый рост спортивной техники;
- Более активное развитие спорта в целом, поскольку увеличивается уровень конкуренции;
- Привычка к дисциплине и самодисциплине, к упорному труду и четкому планированию целей и задач;
- Формирование характера через преодоление тренировочных и соревновательных нагрузок;
- Ребенок становится более самостоятельным и учится принимать решение в стрессовых ситуациях;
- Вопреки расхожему мнению, ребенок, на мой взгляд, быстрее социализируется в коллективе, поскольку джиу-джитсу – это командная работа: без тренера и партнеров по команде уверенный и стабильный прогресс невозможен.
Опять же, необходимо понять и зафиксировать: все вышеперечисленное не подразумевается «по умолчанию» - плюсы ранней специализации могу перевесить минусы только при грамотно разработанной и применяемой методике, за которую отвечает тренерский коллектив.

Размышления о методике

Итак, мы подбираемся к самому интересному – к конкретике. Думаю, уже стало понятно, что я рассматриваю раннюю специализацию не как что-то криминальное или невозможное, а как данность. У меня самого тренируются дети, начиная с 4х лет, и прямо сейчас я обдумываю, как сделать так, чтобы возможные негативные последствия ранней специализации обошли их стороной.
В первую очередь, я предлагаю избавиться от отношения к вероятным минусам раннего старта в спорте как к своего рода «табу», вместо этого восприняв их как педагогический и управленческий вызов. Мы знаем, что начало тренировок в раннем возрасте, также, как и участие в соревнованиях, потенциально способно навредить детям с точки зрения здоровья физического (травмы), а также психологического (выгорание, потеря интереса). Третья причина – уход из спорта после высоких результатов в юношестве не совсем относится к теме педагогики, но ее я тоже затрону, поскольку считаю очень важной для будущего развития джиу-джитсу.
Итак, начнем с предотвращения травм. Советские учебники по физической культуре совершенно правы, утверждая, что детям необходимо всесторонне развивать все качества, необходимые для полноценной жизнедеятельности и занятий спортом – силу, гибкость, ловкость и т.д. Дети должны уметь бегать, прыгать, лазать, метать и ловить предметы, необходимо развивать их внимание и скорость реакции. Означает ли все это, что мы должны принести технику джиу-джитсу в жертву общеразвивающим упражнениям? Думаю, что нет, и, чтобы решить это уравнение, нам необходимо учитывать два аспекта: собственно педагогический и организационный. Поделюсь опытом своего клуба, показав, как мы пытаемся решить эту проблему у себя.
С организационной точки зрения мы делим группы по возрастам и опыту (это очевидно). Но также, чтобы уделять больше время непосредственно джиу-джитсу, мы ввели дополнительную тренировку в недельном цикле, посвященную чисто ОФП. Ее проводит тренер – специалист по физической подготовке, который четко осознает задачу: он должен обеспечивать всестороннее развитие ребенка с акцентом на те качества и те системы организма, которые подвергаются особому стрессу в джиу-джитсу. На занятиях по ОФП дети не только упражняются, но и играют (психологическая разгрузка) и обучаются техникам растяжки и расслабления, что должно предотвращать травмы. Также планируем серию семинаров для детей и родителей по правильному питанию, режиму труда и отдыха с той же целью – уменьшение риска болезней и травм, увеличение спортивного «долголетия». Подобный подход позволяет «разгрузить» основные тренировки по джиу-джитсу, оставив больше времени для изучения техник (а мы в нашей команде считаем, что раз человек пришел на джиу-джитсу, львиную долю тренировки он должен заниматься именно джиу-джитсу, вне зависимости от возраста).
С педагогической точки зрения можно также предпринять ряд шагов, позволяющих встроить общеразвивающие упражнения в основную тренировку по борьбе, если нет возможности выносить такие занятия на отдельный день. Например, основные физические качества вполне можно развивать с помощью всех знакомых «animal moves» и базовых акробатических упражнений, вынося их в разминку. Такой тип разминки мы в нашей команде используем раз в неделю в тренировках детей-новичков. Второй день у них – это разминка со специфическими для джиу-джитсу движениями (креветки, мосты, страховка и т.п.). Третий день – это игровая разминка с возможным включением каких-то акробатических или специфически борцовских упражнений. Таким образом, мы обеспечиваем разнообразие в тренировочном процессе, способствуем всестороннему развитию детей и одновременно не отнимаем много времени от непосредственно борьбы.
Еще один прием, используемый нами – это разбавление технических заданий акробатикой или рядом «animal moves». Помимо прочего, это способствует переключению внимания и лучшему запоминанию изучаемого материала. Но, на мой взгляд, лучше стремиться к включению отдельных тренировок по ОФП в тренировочный цикл, если мы хотим развивать юных спортсменов, но при этом не вредить их здоровью и развитию.
Все описанное выше относится к группам младших детей-новичков (до 1 года занятий). Дети и подростки – компетиторы у нас обязаны заниматься ОФП самостоятельно, возможно, по составленной тренером-специалистом программе. Все время тренировки в спортивной группе у нас занято непосредственно джиу-джитсу. Что именно и как мы делаем – это уже тема отдельной статьи.
Психологический аспект, предотвращение выгорания. Пожалуй, лучший способ, который я нашел для поддержания интереса к тренировкам у детей-новичков младшего возраста – это превращение занятия в игру. Звучит банально, но есть, как говорится, нюанс: под «игрой» я подразумеваю не просто общеразвивающие игры, а конкретно задания на отработку техники и вполне себе борьбу в полный контакт. В чем секрет? Все просто: на тренировках (по крайней мере в течение первых 3-6 месяцев) мы вообще не используем слово «борьба». Звучит странно, но эффект очевиден: дети могут жестко рубиться в стойке, проходить друг другу в ноги, держать сайд-контроль и давить друг другу лицо кросфэйсом, но при этом практически никто из них не плачет и не расстраивается, ведь тренер сказал им, что это – игра! Они не устают и не капризничают, не бездельничают и не отвлекаются (ну, почти), а вся тренировка проходит в отработке реальных техник против живого, сопротивляющегося соперника. Все это – отдельная методика, достойная большого и обстоятельного разговора, однако вкратце все выглядит следующим образом: задача тренера – создать максимально жесткие правила, заставляющие детей «играть» в запланированных рамках, которые будут помогать им получать реальные навыки борьбы. Самый простой пример: поставить детей в стойку и позволить одному из них схватить и оторвать от пола ногу партнера (single leg). Правила просты: атакующий стремится повалить соперника и прижать его спиной к полу (я говорю верхнему вслух считать до трех – так ребенок учится держать контроль 3 секунды, необходимые для получения баллов за тэйкдаун, а нижний привыкает к тому, что у него в запасе совсем немного времени для ухода с удержания), а защищающийся может просто максимально долго держать равновесие. Правила можно менять, дополняя их даже по ходу схватки – игры, и разбавляя все это показом техник. Еще одна рекомендация – дайте таким играм какое-нибудь забавное название, так дети гораздо быстрее запоминают игру (позицию или сабмишн), и тренироваться становится веселее. Для примера: игра на проходы в ноги у нас называется «Кошки-мышки». Ноги – это «мышки», а ловит их «кот».
Если же говорить о психологической устойчивости в течение долгого времени, то здесь тренер, каким бы талантливым и разносторонним он ни был, в одиночку не справится. Необходим постоянный контакт с родителями ученика, с его окружением, с друзьями и учителями. Все должны работать ради одной цели – успешного становления и развития спортсмена. Очень важна атмосфера в коллективе и своевременное решение возникающих разногласий. Опять же, пример из моей практики: мама одного из моих ведущих спортсменов – юниоров (как раз самый «опасный возраст»), который занимался у меня с 8 лет, решила, что ему срочно необходимо звание КМС, и получить он его сможет, только тренируясь в государственной ДЮСШ. При этом сам парень терял интерес к соревнованиям: в зале его держали хорошие отношения со мной и коллективом. К сожалению, я не успел вовремя сориентироваться и найти общий язык с мамой ученика, что привело к тому, что он, не желая менять клуб, вынужден был завершить карьеру, чтобы не ссориться с матерью.
Посему, мой совет коллегам-тренерам таков: выгорания можно избежать, поддерживая интерес у маленьких детей, создавая дружескую и рабочую атмосферу в зале, постоянно работая с родителями и находя новые вызовы для растущих учеников: иногда эту будут разряды и звания, иногда – участие в новых турнирах, временами – перспектива развития в качестве тренера. Найти и поддерживать эту мотивацию – наша с вами задача. Однако стоит понимать, что, временами, как бы мы ни старались, объективные обстоятельства заставят даже самых одаренных спортсменов оставить спорт.
И это приводит нас к следующему аспекту – раннему уходу из спорта. О причинах этого я уже писал выше: далеко не всегда человек устает от тренировок и соревнований. Иногда у него появляются обязательства, не совместимые с компетиторской деятельностью (учеба, семья, работа).
Что делать в этой ситуации? Ну, тут мало что зависит от тренера, на самом деле. Как бы грамотно мы ни вели спортсмена в течение многих лет его карьеры, мы вряд ли сможем обеспечить его достойным заработком в рамках джиу-джитсу. Пока у нас в стране не разовьются профессиональные промоушны по джиу-джитсу и грэпплингу, путь для талантливых спортсменов – джитсеров, пожалуй, один – это тренерская деятельность. Так что, коллеги, нужно качать менеджерский навык и развивать собственные клубы, чтобы обеспечивать работой самых талантливых и упорных учеников, которые захотят погрузиться в преподавание с головой) И с этой точки зрения интересно изучить опыт школы Гальвао в Манаусе, о которой я писал выше. Мелки Гальвао включает в обучение своих студентов, помимо джиу-джитсу, еще и бизнес-навыки, учит с самого раннего возраста продвигать себя и планировать карьеру, в программу обучения обязательно входит английский язык – то есть бразильцы с самого детства растят профессиональных атлетов, которые четко понимают, что и почему они должны делать. Конечно, ничего подобного в России пока нет (по крайней мере, в сфере джиу-джитсу), но, думаю, этот опыт достоин изучения и адаптации к отечественным реалиям, если мы хотим, чтобы наши спортсмены не бросали спорт, столкнувшись со «взрослой» жизнью.

Выводы.

Пожалуй, пора заканчивать. К чему мы пришли?
- Во-первых, ранняя специализация в БЖЖ – это не плохо и не хорошо, это – данность, с которой необходимо считаться, если мы не хотим «отстать от поезда» джиу-джитсу.
- Во-вторых, потенциальные плюсы и минусы ранней специализации для наших учеников – это не раз и навсегда утвержденные константы. Скорее, это задачи, которые необходимо решить за счет наших педагогических навыков.
- Как решать эти задачи? Изучать новые методы преподавания, следить за трендами в спорте, выбирать главное и отсекать второстепенное, заниматься самообразованием (педагогика, психология, менеджмент – все имеет значение).
- И, наконец, искать единомышленников и укреплять сообщество людей и команд, для которых джиу-джитсу и работа с детьми в рамках нашего спорта – это проект, достойный долговременных вложений сил, нервов, денег и – самое главное – души.



Made on
Tilda